Речевые игры
«Чёрный ящик»
Ребёнок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определённых свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать?» И так далее.
«Продолжи предложение»
«Учись читать книги, потому что …», «Слова надо говорить громко, потому что …», «Если бы я был волшебником, я бы …»
«Пословицы, поговорки, скороговорки»
Ребёнок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести её выразительно:
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
– Аккуратность человека красит.
– Маленькое дело лучше всякого безделья.
– За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Речевые игры
«Цепочка слов»
Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова): рак – кот – танк – корова – аист …
«Кто самый сообразительный?»
Вопросы на активизацию логического мышления:
- Как зовут взрослого Олега, если его отца зовут Иван?
– Андрей – сын Владимира. Кто Владимир Андрею?
– Маша – дочка Ларисы. Кто Лариса Маше?
– Катя – сестра Ромы. Кто Рома Кате?
– Юра веселее Саши. Кто грустнее Юры?
Основные направления работы по развитию речи являются:
Оздоровительные
- Раннее выявление детей с проблемами в развитии В ДОУ.
- Педагогическое и медицинское наблюдение за детьми младшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.
- Обследование детей с патологий в условиях ПМПК.
- Укрепление общей моторики, мелкой, артикуляционной.
- Формирование правильного дифференцированного ротового и носового дыхания.
- Создание психологического комфорта на занятиях.
Образовательные
- Формирование полноценных произносительных навыков.
- Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
- Развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении.
- Обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.
- Развитие у детей умений правильно составлять простое распространенное, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи.
- Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.
- Формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Воспитательные
- Развитие мотивации по отношению к правильной речи.
Основные цели и задачи коррекционного обучения
Основная цель - выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечить их всестороннее гармоничное развитие, всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Коррекционно-образовательные задачи:
Формировать у ребенка:
- правильное звукопроизношений;
- стремление к грамматической правильности речи;
- способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных;
- представления о слове, звуке, слоге, предложении.
Развивать у ребенка:
- связную речь, творческое мышление и воображение;
- планирующую и регулирующую функции речи;
- навыки диалогической и монологической речи;
- умение строить выразительный образ с опорой на наглядность и на собственные представления;
- представления о способах построения связной речи (средств связи предложений, структуры рассказа, типов речи);
- способность чувствовать красоту и выразительность родного языка, языка художественного произведения, поэтического слова;
- умения звукового анализа слов; фонематический слух;
- общую, мелкую, артикуляционную моторику
Воспитывать у ребенка:
- культуру речи, речевого поведения, чтения;
- потребность в чтении художественной литературы.